Заказать звонок

+7 905 069-44-44

Заказать звонок

+7 905 069-44-44

Заказать звонок

НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ  О НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ


Основанием для возбуждения любого уголовного дела, является информация о готовящемся или уже совершенном преступлении. Данную информацию силовые структуры получают от граждан при подаче ими сообщения о преступлении в устной форме, либо в форме заявления, а также непосредственное обнаружение сотрудником полиции и иных структур признаков преступления, которые могут послужить основанием для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Обычно, установленные сотрудником полиции признаки преступления доводятся до непосредственного руководства в форме рапорта.

Идентичные основания применяются также и при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела в сфере незаконного оборота наркотических средств. Однако, источники получения информации могут быть ненадлежащими, либо сама информация может быть получена с нарушением процессуальных и морально-этических норм. В таком случае это может привести к незаконно возбужденному уголовному делу, а также вовлечение невиновного лица в сферу уголовно-правовых правоотношений. В связи с чем, организация сбора первичной информации о незаконной деятельности в сфере незаконного оборота наркотических средств на сегодняшний день представляется актуальной.

Ключевые слова: наркотические средства, незаконный оборот, сбор информации, первичная информация, оперативные сотрудники, выявление, ошибки.

Источниками информации о незаконной деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ могут служить:

1. Обнаружение признаков преступления, в том числе и при расследовании иных уголовных дел;
2. Проведение проверок сотрудниками полиции, с целью обнаружения наркотических средств, не относящихся к крупному размеру;
3. Информация от граждан поступившая по телефону, либо в форме заявления;
4. Информация, полученная из медицинских учреждений в случае, если имеется смерть человека от употребления наркотических средств;
5. Информация, распространенная СМИ, и иные источники;

Говоря об источниках информации, использующуюся для возбуждения уголовного дела, следует исходить из положений ст.140 УПК РФ, предусматривающей поводы для возбуждения любого уголовного дела, в ней указаны всего четыре повода, а именно: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Как нам представляется, разграничение источников информации, в том числе по незаконному обороту названных средств, имеет значение для правильного определения порядка проверки этой информации с целью выявления оснований для возбуждения уголовного дела. Одно дело, когда определенное лицо открыто заявляет о том, что ему известны некоторые факты незаконной деятельности, связанной с наркотическими средствами. Проверочные мероприятия по этому заявлению могут носить, в частности, открытый характер. Другое дело, когда такая информация поступила из средств массовой информации, из медицинских учреждений и т.д. При таких обстоятельствах проверку, на наш взгляд, следует проводить с определенной осторожностью, поскольку сведения из таких источников могут быть недостоверными. В таких случаях необходимо подтверждение этой информации, в том числе и путем производства оперативно-розыскных мероприятий.

Что касается такого часто упоминаемого повода по делам рассматриваемой категории, как материалы оперативных проверок, О.Д. Жук считает, что "результаты оперативно-розыскной деятельности в соответствии с действующим УПК РФ могут рассматриваться как один из видов сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, полученных из иных источников. В этом случае в соответствии со ст.143 УПК РФ составляется рапорт об обнаружении признаков преступления"
В связи с этим вызывает недоумение позиция Р. Валиуллина, считающего, что рапорты об обнаружении признаков преступления "превращают проверку сведений о совершенном преступлении в предварительное расследование, чем грубо нарушаются права граждан".

Рапорт об обнаружении признаков преступления, является лишь поводом для начала проверки наличия этих самых признаков преступления, после чего, принимается решение возбуждать уголовное дело и проводить ли следственные мероприятия, либо отказать в возбуждении уголовного дела. Поэтому сам рапорт о наличии признаков какого-либо преступления, в том числе и в сфере незаконного оборота наркотических средств, еще не является гарантией и основанием возбуждения уголовного дела. Помимо этого, изложенные в рапорте сведения не принимаются следователем или дознавателем безоговорочно. Они, так же как и другие сведения, подлежат проверке согласно ч.1 ст.144 УПК РФ. И только после того, как соответствующие должностные лица убедятся, что в них имеется достаточно данных, указывающих на признаки преступления, может быть вынесено постановление о возбуждении уголовного дела.

Исходя из изученных нами уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, первичная информация о данных фактах только в 1% случаев поступила от явки с повинной. В остальных случаях она возникала из иных источников: из материалов расследования уже возбужденных уголовных дел, связанных с незаконной деятельностью с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами (24%), и оперативных проверок (75%).
Что касается выявления информации о незаконном обороте наркотических средств при расследовании ранее возбужденных уголовных дел, некоторые доказательства по вновь обнаруженному преступлению можно получить путем производства следственных действий: допроса, освидетельствования, назначения экспертиз.

Однако при обнаружении информации о незаконных действиях с наркотиками при назначении и производстве экспертиз, освидетельствовании следователь нарушает права и законные интересы граждан. Связано это с тем, что, хотя информация о незаконном обороте наркотических средств получена в ходе расследования иного преступления, по вновь выявленной информации все же следует провести проверку, чтобы убедиться в том, что действительно данный факт содержит признаки преступления и виновно в его совершении конкретное лицо.

Нарушения выявления первичной информации по делам рассматриваемой категории, на наш взгляд, можно разделить на несколько групп.
1. Производство оперативно-розыскных мероприятий без соответствующего постановления, когда это необходимо.
В частности, оперативно-розыскное мероприятие "проверочная закупка" на основании ч. 7 ст. 8 Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) должно проводиться на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Однако не всегда сотрудники оперативно-розыскных подразделений следуют этому положению.
Примером такого нарушения может служить следующее уголовное дело. Суражским районным судом Брянской области гр. П. осужден за ряд преступлений, в том числе и за незаконный сбыт наркотических средств. И лишь по жалобе адвоката президиум Брянского областного суда установил факты необоснованного проведения проверочных закупок и в своем постановлении указал, что соблюдение законности при непосредственном проведении оперативно-розыскных мероприятий имеет существенное значение [9].
2. Вынесение постановления о производстве проверочной закупки после ее проведения.
В отношении гр. З. были проведены три проверочные закупки гашишного масла. Первая - 21 сентября, вторая - 23 сентября и третья - 29 сентября. Однако в материалах уголовного дела имеются постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий - проверочных закупок, утвержденные начальником межрайонного отдела Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 22, 24 и 30 сентября, т.е. на следующий день после проведения оперативно-розыскных мероприятий. При этом непосредственный текст постановлений набран на компьютере, а дата и номер постановления написаны от руки [11].
3. Дописка текста в документах оперативно-розыскных мероприятий.
По приведенному выше уголовному делу Брянский областной суд в порядке кассационного производства обнаружил рукописные дописки не только в письменных документах оперативно-розыскных мероприятий, но и в судебном постановлении о прослушивании телефонных переговоров, на основании чего суд сделал вывод о том, что они были заготовлены заранее, в деле не имеется документов, на основании которых судьей было вынесено указанное постановление, поэтому прослушивание телефонных переговоров носило незаконный характер, вследствие чего материалы прослушивания телефонных переговоров и заключение фоноскопической экспертизы являются недопустимыми доказательствами [9].
4. Изъятие наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ ненадлежащим образом.
Такое нарушение происходит в тех случаях, когда сотрудники оперативных подразделений при сбыте названных средств и веществ составляют протокол административного задержания, которым оформляют их изъятие.
В таком случае мы согласны с мнением Е.А. Ошлыковой, полагающей, что "изъятие наркотических средств на основании положений административного законодательства приемлемо лишь в тех случаях, когда имеются данные, указывающие на незаконное приобретение и хранение наркотических средств (без цели сбыта), поскольку до проведения экспертного исследования масса наркотического средства не установлена и нет достаточных оснований полагать, что в действиях лица содержатся признаки уголовно наказуемого деяния. Однако при наличии данных о незаконном сбыте наркотических средств проведение изъятия в соответствии нормами КоАП РФ явно необоснованно" [10, с. 67].
5. Производство оперативно-розыскных мероприятий, не утвержденных Законом об ОРД.
Основным нормативным актом, регламентирующим деятельность сотрудников оперативных подразделений, является Закон об ОРД, который определяет цели, задачи этой деятельности, а также содержит конкретный перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые в связи с этим могут производиться. Этот перечень является окончательным, и все прочие мероприятия, которые проводятся сотрудниками оперативных подразделений, являются незаконными.
При выявлении преступлений, связанных с наркотическими средствами, оперативными сотрудниками проводятся такие мероприятия, как личный досмотр лица, в том числе участвующего в качестве закупщика этих средств и веществ; выдача денежных средств; осмотр транспортных средств; составление протокола добровольной выдачи наркотических средств. Однако таких мероприятий Закон об ОРД не содержит, следовательно, они проводятся в его нарушение.
Помимо этого, при личном досмотре лица, задержанного в ходе проверочной закупки, оперативные сотрудники осматривают его одежду, предметы, которые находятся при нем, и, если имеется, автомашину. При этом, как справедливо замечает Г.В. Вершицкая, "фактически в данном случае производится личный обыск задержанного сбытчика, что не соответствует требованиям закона, поскольку личный обыск является следственным действием и предполагает определенную процессуальную подготовку к его проведению" [3, с. 161].
Однако мы не можем согласиться с мнением данного автора о том, что в таких случаях "изъятие должно производиться не на основании Закона N 144-ФЗ, а в соответствии с нормами УПК России" [3, с. 161].
Оперуполномоченные изымают наркотические средства до возбуждения уголовного дела, и на этой стадии еще не известно, будет ли оно возбуждено вообще. Поэтому ссылаться на УПК РФ также незаконно, поскольку он регламентирует порядок производства следственных, а не оперативных действий. К тому же Г.В. Вершицкая совершенно справедливо заметила, что смешивать следственные и оперативные мероприятия ни в коем случае нельзя.
6. Производство оперативно-розыскных мероприятий с участниками, не предусмотренными законодательством.
Такими участниками являются так называемые понятые, при участии которых проводятся практически все вышеперечисленные мероприятия. Однако Закон об ОРД не содержит такого понятия. В ст. 6 Закона об ОРД отмечается, что должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи, в том числе используя помощь отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. Однако, как нам представляется, речь здесь идет совсем о другом. А именно о том, что отдельные граждане передают этим должностным лицам информацию о готовящихся или совершенных преступлениях, ставшую известной им при определенных обстоятельствах; указывают место лица, скрывшегося от органов дознания, следствия или суда, а также оказывают иное содействие, но никак не в форме участия в мероприятиях, которые даже не обозначены в Законе об ОРД.
К тому же этим лицам разъясняют права, предусмотренные УПК РФ, что, как мы уже отмечали, является нарушением закона.

Список литературы

1. Вагин О.А. Оперативно-розыскные проблемы борьбы с коррупцией // Оперативник (сыщик). 2010. N 4(9). С. 17 - 18.
2. Валиуллин Р. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. URL: http://www.lawfulstate.ru/index.php/analytic/2010-04-08-05-23-23.html (дата обращения: 10.04.2016).
3. Вершицкая Г.В. Правовые особенности возбуждения уголовных дел в сфере незаконного оборота наркотиков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Совершенствование правовой базы реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: уголовный, уголовно-процессуальный и административный аспекты". Ч. 2. Екатеринбург, 2015. С. 161.
4. Гармаев Ю.Л. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотиков: Практ. пособие. М., 2005. С. 27.
5. Гармидов Ю.А., Холопова Е.Н. Правовая характеристика оперативно-розыскного мероприятия "проверочная закупка". М., 2014. С. 83.
6. Жук О.Д. Оперативно-розыскное преследование по уголовным делам об организации преступных сообществ. М., 2010. С. 7.
7. Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. М., 2000. С. 5.
8. Мазунин Я.М. О необходимости придания результатам оперативно-розыскной деятельности статуса доказательств // Уголовно-процессуальные и криминалистические чтения на Алтае / Под ред. В.К. Гавло. Барнаул. Вып. 10. 2011. С. 69 - 70.
9. Обзор судебной практики Брянского областного суда. URL: http://oblsud.brj.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=468 (дата обращения: 15.04.2016).
10. Ошлыкова Е.А. Методика расследования незаконного сбыта наркотических средств и поддержания государственного обвинения по уголовным делам данной категории. М., 2013. С. 63, 67.
11. Росправосудие. Банк судебных решений. URL: https://rospravosudie.com/region-respublika-altaj-s/vidpr-ugolovnoe/etapd-kassaciya/act-кассационная... (дата обращения: 15.04.2016).
12. Фомин М.А. Обжалование приговора по уголовным делам о наркотиках. М., 2013. С. 104, 106, 107,